Инсульт – тяжелая сосудистая патология мозга, возникшая вследствие разных неврологических симптоматик и нарушения высших психических функций: памяти, внимания, мышления, праксиса, гнозиса, речи. Вопросами нарушения речи занимаются клинические логопеды. Они помогают выставить речевой диагноз, подобрать индивидуальную программу для восстановления и допустимую ежедневную нагрузку.
Почему после инсульта может нарушиться речь
Афазия возникает, когда у человека произошел инсульт в той области мозга, которая отвечает за восприятие речи. Она делится на виды в зависимости от того, какая речевая способность пострадала: понимание обращенной речи, разговорная речь, чтение, письмо. Общими признаками для всех видов афазии являются следующие – человек начинает:
- использовать одно слово или слог в любых ситуациях общения;
- испытывать трудности при назывании распространенных предметов;
- путать правильный порядок слов;
- путать сходные по артикуляции звуки;
- не понимать речь других людей и не мочь повторить фразу;
- терять способность грамматически верно выражать свои мысли;
- использовать нецензурную лексику.
Афазия появляется у каждого третьего человека, перенесшего инсульт. Многие люди с легкой формой заболевания при занятиях с логопедом восстанавливаются в течение года.
Виды речевых расстройств при инсульте
Если в головном мозге произошел разрыв сосуда, то в первую очередь это бьет по функции речи. Кровоизлияние приводит к разным нарушениям. Кроме афазии, существуют и иные виды расстройств.
Афазия
Это нарушение речевых функций из-за повреждений соответствующих центров в мозгу. Афазия бывает полной и частичной, в первом случае речь совершенно отсутствует, во втором – частично. Она разделяется на шесть форм:
- Сенсорная. При этой форме бывает затронут центр Вернике, который находится в височной доле. Человек теряет способность понимать речь, но разговаривать может. Может ухудшаться зрительная функция.
- Моторная. Она делится на афферентную и эфферентную. При первой разновидности человек не может удерживать артикуляцию. Инстинктивная речь часто отсутствует. При второй возникают сложности с усвоением и воспроизведением двигательной программы. В речи больной может переставлять местами звуки и слоги.
- Динамическая. Человеку сложно активно высказываться или он вовсе не может это сделать. Он не в состоянии произносить длинные предложения, ему трудно строить фразы. Речь строится больше на шаблонах.
- Семантическая. Пациенты не могут воспринять сложные речевые обороты, им трудно решать задачи с непростыми синтаксическими структурами. Такие люди читают очень медленно.
- Акустико-мнестическая. Клинически этот вид афазии проявляется в сложности удержания в памяти недавно полученной информации. Пациентам трудно повторить фразу из нескольких слов, называть окружающие предметы, так как не помнят их названий.
- Тотальная. Это наиболее тяжелая форма, при которой полностью отсутствует речь, потому что поражены многие речевые участки мозга. Пациенты могут не узнавать даже близких родственников. При этой форме требуется продолжительное восстановление.
Артикуляционная диспраксия
Это расстройство, когда лицевые мышцы остаются в рабочем состоянии, а координация и движения нарушены, что мешает воспроизводить звуки. Последовательность движений не запоминается, что мешает в повседневной жизни.
Люди с диспраксией могут постоянно говорить, повторяться. Последовательность речи и ее содержание обеспечить сложно. Она нечеткая, не контролируются темп и тон. Чтобы помочь пациенту восстановиться, прибегают к комплексному подходу.
Дисфония
Это нарушения голоса. Он становится слабым, тихим, истощающимся в процессе речи, нарушается тембр, может стать глухим, сдавленным, хриплый, напряженным, с носовым оттенком, речь обретает монотонность и невыразительность.
При дисфониях, которые связаны с парезами и параличами голосовых складок после инсульта, используются специальные терапевтические приемы, позволяющие восстановить голос и вернуть его в привычное состояние. Этим занимаются логопеды (фонопеды) и отоларингологи (фоиатры). Проводятся логопедические индивидуальные занятия и приемы нейромышечной стимуляции – «voca-STIM», амплипульсотерапия. Приемы коррекции и голосовую нагрузку подбирает специалист.
Дизартрия
Это расстройство связано с произношением, так как нарушается работа мышц речевого аппарата. У таких пациентов после инсульта отмечаются:
- нарушение артикуляции,
- нарушение мышечного тонуса артикуляционного аппарата,
- дискоординация голоса, дыхания и звукопроизношения,
- ухудшение речевое дыхание,
- гиперсаливация,
- нарушение чувствительности мышц речевого аппарата,
- ухудшается способность жевать, потому что мышцы органов артикуляции (щечные, язычные, губные и пр.) влияют на способность пережевывать пищу.
Способы восстановления речи
После инсульта человеку приходится заново учиться, в том числе общению. Это длительный и трудоемкий процесс. Реабилитационный период требует слаженной работы врачей и членов семьи пациента. Для восстановления близким родственникам нужно набраться терпения и соблюдать все правила:
- Не забывать напоминать близкому человеку, что он важен и дорог;
- Поддерживать человека, показывать уверенность в скорейшем выздоровлении, отмечать прогресс;
- Часто общаться, разговаривать, рассказывать последние новости.
Лечение пойдет продуктивнее с поддержкой и участием родных. Можно вместе слушать любимую музыку, читать книги, смотреть фильмы.
Рассмотрим подробнее некоторые способы восстановления речевой функции.
Упражнения для восстановления речи после инсульта
Восстановление речи после инсульта проводится вместе с другими мероприятиями, такими как лекарственная терапия, физиотерапия, массаж. План составляется в индивидуальном порядке. В него может входить специальный комплекс из дыхательных и артикуляционных упражнений, который пациенты будут выполнять в стационарном отделении под руководством логопеда.
Нарушения речи у каждого пациента проявляются в разной степени и форме, поэтому точный комплекс выбирается в индивидуальном порядке. После выписки упражнения выполняют в домашних условиях. Реабилитация речи начинается сразу же после того, как состояние пациента относительно стабилизировалось. Сначала логопед полностью обследует его, проверяет понимание, произношение, чтение, письмо, артикуляцию. Для этого проводится тестирование, может потребоваться консультация врача-невролога.
Процесс восстановления речевой функции проходит поэтапно. Длительность зависит от тяжести клинического случая. Может быть сохранена часть функций, а другая – полностью или частично нарушена.
Упражнения направлены на понимание чужой и собственной речи. Для этого используются уточнения пространственных представлений, осуществляется конструирование стандартов, слова сортируются по смыслу.
Эффективны упражнения, в которых используются опорные слова, связанные с пространственным значением. Можно применять импровизации на конкретную тему, толковать непростые по смыслу слова и выражения.
Следующим шагом является корректировка произношения и восстановление нормальной артикуляции. Специальные работы направлены на темп, интонации, речевые шаблоны. Применяются стихи и поговорки. В конце восстанавливают навыки чтения и письма. Для этого подходят тренировки с названием букв и чисел, используется техника чтения и анализ прочитанного текста.
На первом этапе ведутся работы, включающие следующие практики:
- Альтернативных вопросы. Врач выбирает такие вопросы, чтобы человек не мог ответить обычным жестом.
- Перечисление предметов. Человек называет предметы на карточках. На них указаны слова, и нужно выбрать правильный вариант из нескольких возможных.
- Фотографии близких. Больной должен узнать по фотографиям своих знакомых и близких.
- Ответы из слов из вопроса. Специалисты задают вопросы, на которые нужно отметить теми же словами, изменив их порядок.
- Произнесение букв и чисел. Пациент смотрит на произвольно расположенные буквы и числа (их размер и количество напрямую зависит от тяжести клинического случая), старается их произнести.
- Упражнения на ряды чисел. Нередко человек не может назвать привычные ряды, например, дни недели, месяцы. Практика подразумевает воспроизведение ряда задом наперед.
- Чтение. Если пациент умеет читать, то этот навык используется для реабилитации. Создаются простые задачи: медленно произносить вслух отдельно-взятые слова, части из текста.
Следующий этап проходит легче, так как человек находится в лучшем состоянии, все практики проходят легко, поэтому задачи усложняются. Врачи нормализуют связь между словом и образом, помогают выработать способность удерживать речевые конструкции. Человек должен мочь самостоятельно выстраивать фразы. Для этого используют разные картинки, а человек должен сказать, что на них изображено. Затем делается наоборот – к словам подбираются картинки.
Работа усложняется сюжетными картинками и целыми их циклами, когда они могут строиться в хронологическом порядке. Пациент должен составить рассказ, используя конкретное количество слов. Контролируются темп и интонации. Врач предлагает пересказать текст с разным уровнем сложности, используя изображения и опорные слова. Для закрепления результата предоставляется написать небольшой рассказ под диктовку.
Упражнения для понимания чужой и собственной речи важны для тренировок навыков. Для этого используются пространственные представления, конструируются указанные стандарты, слова сортируются по смыслу. Эффективны импровизации на конкретную тему, толкование непростых по смыслу выражений и слов. Далее корректируется произношение и восстанавливается нормальная артикуляция. Ведутся специальные работы с темпом, интонацией и речевыми шаблонами.
Контроль дыхания
Индивидуальный комплекс дыхательных упражнений разрабатывает специалист. Для их выполнения нужно занять удобное горизонтальное положение, положить перед собой руки на области живота, чтобы ощущать и контролировать брюшное дыхание.
Далее глубоко вдыхают через нос и медленно выдыхают через рот. Такую технику дыхания повторяют несколько раз, после чего усложняют – при выдохе нужно произносить различные звуки. Количество необходимых повторений устанавливает специалист.
Логопедические упражнения
Помимо контроля дыхания, нужно развивать мышцы языка. Для этого существуют специальные упражнения: высовывание языка с удержанием его по средней линии вниз с перемещением сначала за правую, потом за левую щеку. Все это нужно проделывать регулярно. Но и психологическая поддержка важна в процессе реабилитации.
Поэтому врачи проводят комплексную работу. Во время занятий рядом должны присутствовать логопед и родственник, который знаком со всеми нюансами – его специально обучают. Вместе с речевыми нарушениями больные имеют также психологические, двигательные и когнитивные расстройства, поэтому дополнительно используются и другие методики восстановления. Среди них: лечебная физкультура, физиотерапия, медикаментозная терапия, массаж.
Физиотерапия
Это набор лечебных практик и методик, которые позволяют стимулировать артикуляционный аппарат и голосовые связки с помощью воздействия электрическими импульсами, светом, магнитным излучением, теплом, ультразвуком, воздухом и другими методами. Проводится также терапия музыкой, которая положительно воздействует на психику больного. Физиотерапии выполняет важные функции после перенесенного инсульта:
- Улучшение кровообращения и обмена веществ;
- Предупреждение осложнений и нового инсульта;
- Предупреждение возникновения тромбов, которые могут закупорить сосуды;
- Снятие болей и отеков;
- Восстановление мышечного тонуса;
- Улучшение прохождения нервных импульсов, ускорение образования новых нейронов;
- Нормализацию режима сна и общего самочувствия больного.
Часто задаваемые вопросы
К каким специалистам обращаться при нарушениях речи?
При расстройствах речи необходима помощь речевого терапевта. На протяжении реабилитационного периода нужно заниматься с врачом лечебной физкультуры. В некоторых случаях требуются консультации психолога или психотерапевта.
Как долго восстанавливается речь после инсульта?
Период восстановления речи начинается на 7-10-ый день после инсульта. Проводится в том случае, если пациент находится в стабильном состоянии. Но бывают ситуации, когда больной еще не в состоянии заниматься с логопедом даже спустя 3-4 недели.
Как можно помочь человеку с нарушениями речи после инсульта?
Чтобы помочь восстановить навыки речи, нужно смотреть в лицо собеседнику, поддерживать визуальный контакт. Нужно быть внимательным и терпеливым. Нужно задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка. В целом восстановлением занимаются специалисты, которые знают, когда, кому и какие упражнения необходимы.